• Читайте также:

    Идеи, подобные: «Сделайте энергосбережение выгодным, и процесс пойдет сам собой!», довольно часто высказывают специалисты – участники рынка. Наиболее активные одновременно предлагают свои модели: что нужно изменить в законах, в схемах финансирования, чтобы, почувствовав близкую выгоду к энергосберегающим технологиям потянулись люди.

    Тезис «энергосбережение – это выгодно» в корне неверен! Выдвигая его, мы автоматически становим себя в ряд многочисленных инвестиционных предложений, которые сваливаются на головы наших граждан. Заниматься энергосбережением, потому что это выгодно? А может быть, выгоднее положить деньги в банк, потратить их на образование детей за рубежом или разведение шампиньонов? Результаты сравнения и анализа разных вариантов часто оказываются не в пользу энергосберегающих мероприятий.

    Типичный пример – установка индивидуальных приборов учета. Мера, кстати, крайне среди населения непопулярная. Красноярский центр научно-технической информации провел опрос: более 70 % респондентов относятся к «оприбориванию» либо отрицательно, либо резко отрицательно.

    Как строится пропаганда установки индивидуальных приборов учета? Самый распространенный способ – применение калькуляторов. Например, семье из трех человек предлагают установить комплект водосчетчиков за 8 тыс. руб. и обещают экономию каждый месяц, скажем, 400 руб. То есть через 20 месяцев водосчетчики полностью окупятся даже без роста тарифов (которые, предполагается, будут расти).

    И совершенно не учитывается, что 8 тыс. руб., положенные в банк под, скажем, 10 % годовых, через те же 20 месяцев дадут доход 1 333 руб. Но дело не в том, как сформулировано инвестиционное предложение. Некоторые политики вообще предлагают переложить финансирование установки приборов учета на сбытовые компании. В некоторых регионах РФ уже изыскали средства для бесплатной установки приборов учета льготным категориям граждан. Но их популярность из-за этого не растет. Поиск способа сделать установку приборов учета выгодным для населения – путь в тупик.

    Все дело в том, что энергосбережение – это особенный вид деятельности, к которому не стоит подходить с позиции выгоды. Точнее, рентабельность энергосберегающих мероприятий должна интересовать преимущественно профессионалов, специалистов.

    Выгода – понятие относительное.

    Элемент игры

    Не нужно изобретать велосипед. В развитых странах, озабоченных пропагандой энергосбережения уже не один десяток лет, давно поняли, что вовсе не желание сэкономить двигает людьми, выбирающими наиболее энергоэффективную стиральную машину или холодильник.

    Это чувство сродни тому, что заставляет покупать новую модель планшетного компьютера даже тогда, когда имеющиеся коммуникатор и ноутбук работают отлично и выглядят как новые.

    По мнению западных специалистов, для формирования бережливого поведения целесообразно использовать два мотива (причем, работают они наиболее эффективно в паре): желание соревноваться и стыд.

    Что такое соревнование? Все мы любим обсуждать автомобили. И если машина экономична, мы наверняка с гордостью подчеркнем этот факт. Точно так же людей надо приучить гордится тем, что их дом или квартира потребляет мало первичной энергии.

    Ну а стыд… Надо изменить сознание людей таким образом, чтобы публичное бесполезное расходование энергоресурсов было таким же некультурным действием, как выбрасывание мусора на улице.

    При таком подходе сам собой снимается вопрос выгодности. Мотив поведения становится другим: я выбираю энергоэффективное оборудование или технологию потому, что просто неприлично использовать что-то другое. Те же счетчики надо устанавливать потому, что странно и стыдно не знать, сколько ты потребляешь ресурсов.

    Правда, для подобного переворота в общественном сознании требуется непростая и, главное, непрямая пропагандистская работа. Уже не обойтись одними лозунгами и призывами (хотя не возбраняется и агрессивная, построенная на отрицательных эмоциях реклама, подобная той, которую 10 лет назад использовали производители дезодорантов). Но при этом нужна работа с социальными сетями, со «звездами» и художниками. Только так можно придать высокий статус использованию энергоэффективного оборудования.

    Сложность представляет не объем работы, а ее специфика: тендер – не лучший способ для выбора по-настоящему креативных проектов. Можно выкупить рекламное время в телеэфире, но очень сложно оплатить «вирусное» продвижение, которое особенно эффективно для молодой аудитории.

    И особое внимание следует уделять детской аудитории. Не только потому, что культуру бережливого поведения нужно прививать с раннего возраста. Правильно работая с детьми, можно охватить пропагандой очень большие группы населения.

    Например, раздавать в детских садах и школах просветительские брошюры и листовки эффективнее, чем раскладывать их по почтовым ящикам. Во-первых, образовательных учреждений гораздо меньше, чем жилых домов, что упрощает и удешевляет логистику. Во-вторых, обнаруженную в почтовом ящике листовку выбросить гораздо легче, чем ту, что сын принес из детского сада с наказом обязательно дать почитать маме и папе.

    Есть и другие формы просветительской работы. Например, конкурс на лучшую презентацию об энергосбережении для родителей. Или на лучший энергоэффективный «апгрейд» комнаты или квартиры.

    Новые законы, новые тенденции, прежде всего будут способствовать повышению комфорта и улучшению уровня жизни. Ну и не надо забывать о таком понятии, как мода. Ради нее люди готовы на многое. И лучше, если это будет выгодно обществу в целом.

    Текст: Новости Василеостровского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Василеостровского района Санкт-Петербурга
    Разделы:
    Тэги:
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2