• Глава 23 УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» включает в себя шесть статей, содержащих описание признаков преступлений, которые условно можно разделить на две группы:

    - общие составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями – ст.201 УК РФ, коммерческий подкуп – ст.204 УК РФ, посредничество в коммерческом подкупе – ст.204.1 УК РФ, мелкий коммерческий подкуп – ст.204.2 УК РФ);

    - специальные составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами – ст.202 УК РФ, превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб – ст.203 УК РФ).

    Первая группа преступлений может быть совершена лицами, выполняющими управленческие функции в любой коммерческой организации независимо от формы собственности, включая государственные и муниципальные предприятия, в общественных и религиозных объединениях, потребительских кооперативах, учреждениях, фондах и иных некоммерческих организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями. Преступления второй группы совершают лишь конкретно указанные в статьях УК РФ лица: частный нотариус, частный аудитор, руководитель или служащий частных охранных или детективных служб.

    Субъектом преступлений против интересов службы в коммерческой или иной организации может быть не любой служащий этой организации, а лишь лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, выполняющее в ней управленческие функции, т.е. постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности (примечание 1 к ст.201 УК РФ).

    Обязанности, связанные с руководством деятельностью других людей, принято считать организационно-распорядительными. К ним, в частности, относится руководство в целом коммерческой или некоммерческой организацией, структурным подразделением, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (организация и планирование работы, подбор и расстановка кадров, прием на работу и увольнение, организация труда подчиненных, контроль и проверка исполнения, поддержание трудовой дисциплины и т. п.).

    Административно-хозяйственные обязанности связаны с правом распоряжения и управления имуществом (совершение сделок, заключение контрактов от имени организации, установление порядка хранения, переработки и реализации имущества, учет и контроль над расходованием материальных ценностей, организация реализации товаров и оказания услуг, получение и выдача денежных средств и документов и т. п.).

    Поэтому лицами, выполняющими в коммерческих и некоммерческих организациях управленческие функции, можно, в частности, считать членов советов директоров (наблюдательных советов), директоров, управляющих, председателей правления и других руководителей организаций, их заместителей и членов правления, руководителей структурных подразделений (начальники цехов, начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых и других отделов и служб, заведующие лабораториями, кафедрами, магазинами, ателье, ресторанами, пунктами проката и т.д. и их заместители), бухгалтеров, руководителей участков работ (мастера, прорабы, бригадиры) и др.

    Субъектами ответственности за злоупотребление полномочиями (ст.201 УК РФ) и за коммерческий подкуп (ч.3 ст.204 УК РФ) могут быть и такие служащие коммерческих и некоммерческих организаций, управленческие функции которых связаны с правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения, т. е. имеющие распорядительный характер. Поскольку здесь имеются в виду, прежде всего, различные специалисты коммерческих и иных организаций, негосударственных и немуниципальных учреждений, существует проблема отграничения управленческо-распорядительной деятельности этих служащих-специалистов, в ходе которой они могут совершить преступление против интересов службы, от их сугубо профессионально-производственной деятельности, не связанной с управлением.

    Управленческие функции могут выполняться субъектами преступлений, предусмотренных главой 23 УК РФ, постоянно, временно или по специальному полномочию. При этом, нужно иметь в виду, что лицо, временно или по специальному полномочию исполняющее обязанности организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера, может быть признано субъектом данных преступлений при условии, если эти обязанности были возложены на него в установленном порядке.


    Текст: Новости Василеостровского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Василеостровского района Санкт-Петербурга
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4